ЕПС Контрактор
Учет и хранение нефтепродуктов, организация учета нефтепродуктов
Учет нефти и нефтепродуктов - ключевой процесс в нефтяной отрасли, обеспечивающий контроль за объемами добычи, переработки, транспортировки и хранения сырья. Точные данные об учете необходимы для эффективного управления ресурсами, предотвращения потерь и повышения рентабельности. Автоматизация этих процессов позволяет предприятиям не только улучшить контроль качества, но и значительно снизить риски, связанные с человеческим фактором, обеспечить соответствие требованиям безопасности и законодательства.
Компания EPC-контрактор предоставляет комплексные услуги по организации учета нефтепродуктов на всех этапах их транспортировки и хранения. Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на полное сопровождение, начиная с разработки систем автоматического учета и контроля, заканчивая внедрением эффективных решений для управления нефтепродуктами на нефтебазах, АЗС и других объектах.

К нам можно обратиться в следующих случаях:
  • Если необходимо внедрить современные системы автоматизированного учета нефтепродуктов, которые будут контролировать движение топлива в реальном времени и минимизировать человеческий фактор.
  • При необходимости усовершенствовать процессы хранения, транспортировки и учета нефтепродуктов, чтобы повысить их точность и снизить потери.
  • Когда требуется наладить корректный прием, хранение и отпуск нефтепродуктов на автозаправочных станциях, включая мониторинг цистерн, контроль температуры и объема топлива, а также соблюдение всех стандартов безопасности.
  • В случаях несоответствий в объемах поставляемых нефтепродуктов или обнаружения расхождений при приемке и отгрузке, EPC-контрактор поможет внедрить системы, позволяющие точно отслеживать такие моменты и минимизировать спорные ситуации.
  • Если требуется провести модернизацию нефтяных терминалов, наливных пунктов или других объектов инфраструктуры, связанных с транспортировкой и хранением нефтепродуктов, EPC-контрактор предоставит комплексные решения.

Общие положения

Бухгалтерский учет нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах осуществляется в единицах массы, а на АЗС ведется в единицах объема. Для точного измерения массы нефтепродуктов и контроля их качества предприятия должны быть оснащены специальным оборудованием, которое соответствует требованиям Государственной метрологической службы. Все средства измерений, используемые на нефтебазах и АЗС, должны проходить обязательную государственную или ведомственную поверку, которая подтверждает их исправность и точность.
Процедура поверки проводится аттестованными специалистами и удостоверяется соответствующими документами или отметками в паспорте оборудования. Средства измерений, которые подлежат государственной поверке, включаются в специальный перечень, утвержденный Госстандартом, и могут быть проверены на аккредитованных предприятиях. Ответственность за надлежащее состояние оборудования несет руководство предприятий, которое назначает сотрудников для ежедневного контроля за измерительными приборами.
При эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций необходимо строго соблюдать правила технической эксплуатации, которые регулируют все процессы, связанные с хранением, приемом и отпуском нефтепродуктов. Масса нефти и нефтепродуктов определяется с использованием методов, утвержденных государственными стандартами, и полученные данные считаются официальными и достоверными.

Приборы и средства измерения

Объем нефтепродуктов на нефтебазах и в транспортных средствах определяется в стационарных резервуарах и технологических трубопроводах, которые проходят обязательную градуировку в соответствии с установленными нормативами. Для точности учета вертикальные стальные и железобетонные резервуары, а также горизонтальные стальные емкости должны соответствовать различным стандартам, в зависимости от их типа и вместимости.
Кроме резервуаров, градуировке подлежат и трубопроводы, использующиеся для транспортировки нефтепродуктов. Это необходимо для обеспечения точности измерений и учета объемов топлива на всех этапах перемещения и хранения.
Градуировочные таблицы для резервуаров, используемых на водных и железнодорожных нефтебазах, должны быть утверждены территориальными органами Госстандарта. После проведения капитальных ремонтов или изменений в конструкции резервуаров, требуется повторная градуировка для поддержания точности измерений. Такая повторная процедура проводится не реже одного раза в пять лет для резервуаров и одного раза в десять лет для трубопроводов. В случае изменений в конфигурации трубопроводов или резервуаров, градуировочные таблицы также подвергаются соответствующему пересмотру и утверждению.
Для обеспечения надлежащего контроля резервуаров с внутренним оборудованием, их градуировочные таблицы дополняются необходимыми поправками, которые официально утверждаются. Такой регулярный пересмотр таблиц и обновление информации позволяет поддерживать высокий уровень точности в учете объемов нефтепродуктов.
Для проведения градуировки резервуаров и составления соответствующих таблиц необходимы специалисты с высокой квалификацией, которые имеют официальное разрешение от государственных органов на выполнение таких работ. Эти компании обязаны быть зарегистрированы и соответствовать требованиям, чтобы обеспечить точность и корректность проведения измерений.
Каждый резервуар должен иметь базовую отметку высоты, которая ежегодно проверяется. Эта отметка указывает расстояние от днища резервуара до верхнего края измерительного люка. Для резервуаров, которые были недавно введены в эксплуатацию, требуется ежегодная корректировка на объем, учитывающая неровности дна. В резервуарах, используемых дольше пяти лет, такие измерения проводятся не реже одного раза в пять лет, помогая поддерживать точность данных о вместимости.
Вместимость автомобильных цистерн определяется с использованием объемных счетчиков или по заводской информации, которая также подлежит периодической проверке специализированными органами. Автоцистерны должны проходить такие проверки не реже одного раза в два года. При определении объема нефтепродуктов в цистерне водителям предоставляется соответствующее свидетельство, подтверждающее правильность измерений.
Для железнодорожных цистерн применяется индивидуальная градуировка. В некоторых случаях возможно использовать стандартные таблицы, составленные на основе чертежей конкретных типов цистерн. В железнодорожных цистернах объем нефтепродуктов рассчитывается по градуировочным таблицам, где учитываются значения на каждый сантиметр высоты.
Что касается нефтеналивных судов, количество нефтепродуктов при приемке и наливе измеряется либо в резервуарах береговой инфраструктуры, если трубопроводы имеют протяженность до двух километров, либо непосредственно в танках судна, с использованием градуировочных таблиц, если длина трубопроводов превышает два километра.
Для точного измерения уровня нефтепродуктов на нефтебазах и АЗС применяются рулетки, метроштоки и специализированные уровнемеры. Использование оборудования, не прошедшего государственную поверку или аттестацию, запрещено при выполнении учетных операций. Это требование позволяет гарантировать достоверность измерений и исключить возможные ошибки.
Для определения уровня подтоварной воды применяются водочувствительные ленты и пасты. Ленты крепятся на измерительные приборы, а пасты наносятся на их груз. Важно, чтобы эти средства измерения хранились в специальных условиях: ленты должны быть защищены от внешних воздействий, а пасты — храниться в закрытых емкостях. Обычно такие пасты используются для контроля подтоварной воды в светлых нефтепродуктах.
Определение плотности нефтепродуктов осуществляется с помощью ареометров стеклянных АН или АНТ-1 по ГОСТ 18481-81 или гидростатических весов. В трубопроводах это могут быть автоматизированные системы, которые также обязаны иметь минимальную погрешность в пределах установленных стандартов. Измерение плотности позволяет обеспечить точные данные для учета и контроля качества нефтепродуктов.
Для мониторинга температуры применяются ртутные лабораторные термометры ТЛ-4 группа 4Б N 1 и 2 или термометры сопротивления, которые позволяют точно измерить среднюю температуру продукта в резервуарах. Высокая точность измерения является обязательной для исключения отклонений, которые могут повлиять на правильность учета и последующей обработки данных.

Проведение измерений

Для измерения уровня нефтепродуктов в резервуарах могут использоваться рулетки с грузом или уровнемеры, которые передают данные либо на местном уровне, либо дистанционно на пульт управления. Точность измерений крайне важна и должна составлять до 1 мм. Груз рулетки должен касаться ровной, жесткой поверхности на днище резервуара, чтобы обеспечить точное измерение. В горизонтальных резервуарах важно, чтобы нижний конец прибора попадал на нужную линию. Показания сверяются с базовой высотой, и при изменении высоты требуется установить причину и устранить проблему.
Измерения проводятся дважды, причем процесс требует аккуратности. Ленту или метрошток необходимо опускать медленно, чтобы избежать волн на поверхности продукта и ударов о днище резервуара. Лента всегда должна быть натянутой, а прибор — вертикально установленным. Измерения проводятся при стабильном уровне нефтепродукта и отсутствии пены, а результаты фиксируются сразу после того, как смоченная часть прибора становится видимой.
При измерении уровня подтоварной воды используются водочувствительные пасты или ленты, которые растворяются в течение нескольких минут, обозначая четкую границу между водой и нефтепродуктом. Точность отсчета должна оставаться на уровне 1 мм. Если граница между водой и продуктом размыта, это может свидетельствовать о водоэмульсионном слое, и тогда потребуется повторное измерение.
Уровень нефтепродуктов и подтоварной воды в железнодорожных цистернах измеряется с помощью метроштока через специальное отверстие, причем измерения проводятся в двух противоположных точках вдоль оси цистерны. Метрошток следует аккуратно опускать, чтобы он точно попадал на нижнюю часть корпуса, избегая углублений, предназначенных для сливных устройств. Точность измерения должна составлять до 1 мм.
При заполнении автоцистерн нефтепродукт заливается либо до специальной метки, расположенной в отверстии цистерны, что соответствует номинальной вместимости, либо по заранее заданному объему, который контролируется объемным счетчиком.
Плотность нефтепродуктов определяется по отобранным пробам, взятым из резервуаров или транспортных средств, либо измеряется с помощью автоматических плотномеров в трубопроводах. Точность определения плотности важна, и результаты должны быть записаны до четвертого знака. Пробы из резервуаров отбираются в соответствии с установленными стандартами, а специальные пробоотборники применяются для точного взятия образцов.
При наливе нефтепродуктов в автоцистерны на нефтебазах плотность продукта проверяется каждые два часа путем отбора проб.
Измерение температуры нефтепродуктов проводится сразу после взятия каждой пробы. Термометр погружается в продукт на определенную глубину и выдерживается несколько минут для стабилизации показаний. Температура считывается непосредственно из термометра, находящегося в нефтепродукте.
Масса нефтепродукта, который принимается или отпускается в резервуарах, оснащённых понтонами или плавающими крышами, учитывается с поправкой на массу этих элементов и их положение в резервуаре. Важно понимать, на каком уровне понтон или крышка начинают подниматься. Масса этих конструкций определяется на основе рабочих чертежей, которые должны быть приложены к градуировочной таблице.
При заполнении резервуара нефтепродуктом понтон или плавающая крыша не всплывают сразу, а отдельные части поднимаются последовательно. Эта зона всплытия зависит от особенностей конструкции и диаметра резервуара. Измерения в этой зоне нежелательны, так как они могут приводить к значительным погрешностям в расчетах массы нефтепродукта.
При расчётах объёма нефтепродукта в резервуарах с понтонами или плавающими крышами следует учитывать специальные поправки, указанные в ГОСТ 8.380-80.
Во время приёмки и отпуска нефтепродуктов необходимо обращать внимание на положение понтона или крышки. Если конструкция была в плавающем состоянии до начала измерений и сместилась на опоры после их завершения (или наоборот), поправка вносится на момент, когда понтон или крышка находятся в плавающем состоянии. Если же положение конструкции не изменилось, дополнительная поправка не требуется.

Приемка поступивших нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах

Приемка нефтепродуктов по количеству должна осуществляться в строгом соответствии с действующими правилами, установленными инструкциями для производственно-технической продукции и товаров народного потребления. В случае выявления расхождений при приемке, например, недостач, превышающих нормы естественной убыли, или обнаружения излишков, отправителю отправляется уведомление или претензия. Важным этапом здесь является составление акта с описанием выявленных недостатков и приложением всех сопроводительных документов, которые подтверждают факты расхождений.
Если недостача превышает допустимые нормы, то получатель обязан направить претензию поставщику или транспортной компании, предоставив доказательства в виде актов о проведенных измерениях, копий транспортных документов и других необходимых материалов. Важно учитывать, что претензии не предъявляются, если недостача находится в пределах норм естественной убыли и погрешности измерений.
В случаях, когда нарушения связаны с качеством продукции, получатель обязан документально зафиксировать выявленные недостатки и составить акт с детальным описанием объема проверенной продукции и характера дефектов. В дальнейшем, действия должны строго соответствовать предписанным инструкциям, обеспечивающим правомерность процедуры приемки и урегулирования споров с поставщиком.
Кроме того, все поступающие на нефтебазы, наливные пункты или АЗС объемы нефти и нефтепродуктов должны быть учтены и задокументированы материально ответственными лицами на основе фактического количества принятого товара.

Приемка нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов

Приемка нефтепродуктов, поступающих от нефтеперерабатывающих заводов, обычно осуществляется через перевалочные нефтебазы или наливные станции. Эти базы выполняют функцию перевалки нефтепродуктов на разные виды транспорта. Все условия поставки нефтепродуктов от заводов нефтебазам регулируются заключенными договорами, где подробно прописаны требования к передаче и приемке продукции.
Процедура приемки на нефтебазах строго соответствует нормативным актам, регулирующим поставки производственно-технической продукции. Когда нефтепродукты перекачиваются через трубопровод, принадлежность его к заводу или нефтебазе определяет, где именно производится замер массы. Оформление фактической приемки осуществляется с помощью специального акта, в котором фиксируются результаты контрольных измерений.
Если нефтебаза или наливной пункт не располагают собственными резервуарами или эстакадами, они принимают нефтепродукты непосредственно на территории завода. В этом случае продукция временно передается на ответственное хранение заводу, что также фиксируется в соответствующем акте. Подтверждение факта хранения сопровождается подписями представителей обеих сторон и заверяется печатями организаций.
Налив нефтепродуктов на железнодорожные цистерны или суда осуществляется после того, как завод получает письменное извещение от нефтебазы о готовности цистерн или судов к загрузке определенным видом продукции.
Масса отгружаемых нефтепродуктов подтверждается совместно заводом и нефтебазой и сопровождается полным комплектом документов, которые оформляются на стороне нефтебазы.

Приемка нефтепродуктов, поступивших железнодорожным транспортом

Приемка нефтепродуктов может осуществляться различными способами: маршрутами, отдельными партиями или одиночными цистернами. В каждом случае масса нефтепродукта определяется получателем отдельно для каждой цистерны. После слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн результаты измерений сверяются с данными, полученными по замерам в резервуаре.
Если нефтепродукты поступают в исправных цистернах с неповрежденными пломбами от отправителя, или если их отсутствие предусмотрено правилами перевозки грузов, грузополучатель принимает их без дополнительной проверки массы. Однако, если есть нарушения, проверка массы проводится совместно с представителем железной дороги.
При отсутствии документов на прибывший нефтепродукт, несоответствии массы или количества мест, или порче груза составляется специальный коммерческий акт. Этот документ фиксирует нарушения и оформляется по установленной форме.
Ответственными за приемку нефтепродуктов назначаются сотрудники нефтебазы, уполномоченные руководством. Они обязаны строго соблюдать правила и несут ответственность за корректность процедуры.
По каждому поступившему нефтепродукту составляется акт, который должен быть оформлен в день его поступления. Утверждение акта производится руководством не позднее следующего рабочего дня, а если приемка произошла в выходной или праздничный день, то в первый рабочий день после него. Все участники, подписавшие акт, несут ответственность за точность данных, указанных в документе.
Каждый акт составляется в двух экземплярах, а при необходимости предъявления претензии — в трех. Все данные о поступивших нефтепродуктах фиксируются в специальном журнале учета, который ведется на основе документов, сопровождающих поставку и акты приемки.
Получите бесплатную консультацию
по узлам коммерческого учета
Приемка нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом
При поступлении нефтепродуктов на нефтебазу автомобильным транспортом в автоцистернах, первым делом проверяется целостность пломб, техническое состояние автоцистерны и полнота её заполнения. Затем осуществляется сверка вида нефтепродукта с тем, который указан в товарно-транспортной накладной, предъявленной водителем. Определение массы нефтепродукта может производиться взвешиванием автоцистерны на автомобильных весах или с использованием объемно-массового метода. Если нефтепродукты упакованы в тару, проверка их массы выполняется путем взвешивания либо по трафаретам, если продукт находится в заводской упаковке.

Приемка нефтепродуктов, поступивших по нефтепродуктопроводам

Для приёмки нефтепродуктов, транспортируемых по трубопроводам, порядок приёма и сдачи регулируется договорными обязательствами между принимающими и отправляющими сторонами, такими как нефтебазы и перекачивающие станции. Нефтебазы получают продукт по распределительным трубопроводам, которые относятся к магистральному нефтепродуктопроводу до выхода на территорию базы.

Масса поступившего нефтепродукта определяется совместными измерениями представителей нефтебазы и трубопроводного управления в резервуарах нефтебазы. Важно, чтобы трубопровод был полностью заполнен до начала и после завершения операций по приему нефтепродукта. Все результаты фиксируются в соответствующем акте, и по завершении приёмки задвижки трубопровода опечатываются пломбами управления магистрального трубопровода.
Приемка и отпуск нефтепродуктов на АЗС
При приёме нефтепродуктов на автозаправочных станциях, поступающих в автоцистернах или мелкой таре, основой для приёмки служит товарно-транспортная накладная.
Перед началом слива оператор АЗС должен убедиться в исправности резервуара и его оборудования, а также проверить, что трубопроводы и запорная арматура работают корректно. Необходимо измерить уровень нефтепродукта в резервуаре и взять пробу для контроля температуры. Оператор также обязан проверить наличие исправных средств пожаротушения и убедиться в правильности заземления автоцистерны, а также исправности её сливного устройства.
Для предотвращения утечек следует принять все необходимые меры, включая выключение двигателя автоцистерны при сливе. Во время процесса заправка из резервуара прекращается. Оператор должен контролировать наполнение автоцистерны, убедиться, что она заполнена до необходимого уровня, взять пробу нефтепродукта и измерить её температуру.
Проверка на наличие подтоварной воды в автоцистерне проводится с использованием специальных средств, таких как водочувствительная лента. Однако, если автоцистерна опломбирована, проверка воды не требуется — достаточно убедиться в сохранности пломб.
Результаты замера температуры нефтепродуктов в автоцистерне должны быть занесены в товарно-транспортную накладную и сменный отчет. Если при замерах выявляются расхождения с данными, указанными в накладной, они не должны превышать установленного значения, которое учитывает температурное расширение или сжатие нефтепродуктов.
Объем и масса топлива, поступающего на автозаправочную станцию из железнодорожных цистерн, рассчитываются на основе уровня, плотности и температуры продукта. Также необходимо проверить наличие подтоварной воды. Уровень замеров проводится с точностью до одного миллиметра.
Слив нефтепродуктов осуществляется через фильтр, самотеком или под давлением, и контролируется оператором на протяжении всего процесса.
Прием нефтепродуктов не допускается, если сливное оборудование авто- или железнодорожной цистерны неисправно, отсутствуют пломбы или товарно-транспортные документы оформлены с нарушениями.
Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в авто- и железнодорожных цистернах, должны быть полностью слиты. Оператор обязан лично убедиться, что цистерны полностью опорожнены, для чего необходимо провести осмотр после завершения слива.
Во время приема топлива оператору необходимо следить за уровнем в резервуаре, чтобы избежать его переполнения и возможного разлива. В случае совпадения фактического объема принятых нефтепродуктов с данными, указанными в товарно-транспортной накладной, оператор подписывает накладную, оставляет один экземпляр на станции, а три возвращает водителю.
Для нефтепродуктов, передаваемых через трубопровод, оформляется акт в двух экземплярах по установленной форме. Один экземпляр направляется в бухгалтерию нефтебазы для списания топлива с учета, а второй прикладывается к отчету оператора.
Если принимается нефтепродукт, расфасованный в мелкую тару, оператор должен пересчитать количество упаковок и сверить их с информацией, указанной в документах.
При отпуске нефтепродуктов на АЗС операторы должны руководствоваться инструкциями, касающимися учета и отпуска топлива по талонам, кредитным картам и наличным расчетам, утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР.